Анкета Готов ли Ваш ребенок учиться читать ?

Готов ли Ваш ребенок учиться читать?Анкета Готов ли Ваш ребенок учиться читать ?

В прошлой статье мы рассмотрели основные аспекты обучения ребенка чтению, в каком возрасте, какие особенности обучения.

А сегодня, думаю, Вам будет интересно узнать готов ли Ваш ребенок учиться читать.

Вы знаете, как определить, готов ли ребенок учиться читать? В прошлой статье мы говорили, что успех в овладении чтением зависит от многих факторов: личности ребенка, его отношении к книгам, самостоятельности и уверенности в себе, мышления и чувственного опыта, уровня развития устной речи.
На основе этих факторов можно понять готовность или неготовность ребенка к чтению. Хочу предложить Вам анкету, анализирующую общее развитие ребенка и которая поможет Вам разобраться в этом вопросе.

Отвечайте на вопросы и отмечайте, сколько положительных ответов Вы дадите.

Развитие познания:

  1. Владеет ли ребенок основными понятиями: левый-правый, маленький-большой?
  2. Понимает ли простейшие случаи классификации?
  3. Может ли угадать концовку простой истории?
  4. Может ли запомнить и выполнить как минимум три указания сразу?

Базовый опыт:

  1. Был ли ребенок когда-нибудь в библиотеке?
  2. Была ли у Вас возможность регулярно читать малышу книги или рассказывать ему истории?
  3. Ходили ли Вы с ребенком в зоопарк, театр, ездили ли в деревню, на море и др. места?
  4. Сопровождал ли Вас ребенок в магазин, на почту, в парикмахерскую и т. д.?
  5. Есть ли у ребенка повышенный интерес к чему-либо, есть ли у него какое-нибудь увлечение?

Языковое развитие:

  1. Называет и обозначает ли ребенок основные окружающие его предметы?
  2. Легко ли отвечает на вопросы взрослых?
  3. Может ли объяснить, где расположены предметы (на столе, под столом)?
  4. Способен ли он объяснить, для чего служат различные вещи, например утюг или пылесос?
  5. Может ли рассказать какую-нибудь историю, описать какой-нибудь случившийся с ним случай?
  6. Правильна ли с точки зрения грамматики речь ребенка?
  7. Способен ли ребенок принять участие в общем разговоре?

Физическое развитие:

  1. Как ребенок слышит – хорошо?
  2. Все ли в порядке со зрением?
  3. Способен ли малыш просидеть некоторое время спокойно?
  4. Развита ли у него координация моторных навыков?

Уровень эмоционального развития:

  1. Может ли он веселиться в кругу взрослых и среди товарищей.
  2. Легко ли он может «переключиться» при изменениях в распорядке дня? Перейти к решению какой-нибудь задачи?
  3. Может ли он работать самостоятельно, соревноваться в выполнении задания с другими детьми?

Общение:

  1. Играет ли ребенок с другими детьми, делится ли своими игрушками?
  2. Может ли соблюдать очередность, когда это требуется?
  3. Способен ли он слушать, не перебивая?

Зрительные способности:

  1. Может ли ребенок определить схожие и несхожие предметы и формы?
  2. Различает ли буквы и короткие слова?
  3. Если ребенку показать три картинки, а потом убрать одну – заметит ли ребенок это?
  4. Способен ли он разложить картинки по порядку?
  5. Понимает ли малыш, что читать надо слева направо?
  6. Способен ли сформулировать главную мысль по картинке, проследить связи?

Слуховые способности:

  1. Рифмует ли ребенок слова?
  2. Может ли он различать слова, начинающиеся на разные звуки?
  3. Может ли повторить за Вами несколько слов или цифр?
  4. Может ли он пересказать историю, сохранив основную мысль и последовательность действий?

Отношение к книгам:

  1. Берет ли ребенок книги, чтобы «почитать» их самостоятельно?
  2. Внимательно и с удовольствием ли он слушает, когда читают книгу?
  3. Спрашивает ли он о словах и других печатных знаках?

Ну, вот и вся анкета. Как же эта анкета поможет Вам разобраться, готов ли Ваш ребенок учиться читать? Очень просто. Чем больше положительных ответов Вы получите на предложенные вопросы анкеты, тем лучше. Значит, ребенок готов учиться читать. Если положительных ответов где-то половина, то лучше немного еще подождать. А если совсем мало положительных ответов, то вообще не стоит спешить. Заниматься потихонечку каждый день нужно, особо не настаивая, если вдруг ребенок не захочет. Только не спешите отчаиваться, если кроха вдруг оказался не готов учиться читать. Можно переключиться на другое: рисование, спорт, лепка. Или просто побольше играйте вместе с малышом. Читать он обязательно научится. Всему – свое время.

Вы проверили, готов ли Ваш ребенок учиться читать? Какие результаты получились? Поделитесь с нами. Пишите в комментариях внизу поста.

До новых встреч!

С уважением,  Ирина

13 комментариев

Перейти полю для комментария

  1. Я бы вопрос поставила немного не так, не готов ли ваш ребенок учиться читать, а  — готовы ли родители учить ребенка читать. Вопрос перефразировала потому, что многие родители просто не знают, как «подступиться» к обучению и своими неумелыми действиями просто напросто отбивают у ребенка напрочь желание учиться ( не только читать!).
    Елена Картавцева приглашает Вас в гости и предлагает прочитать пост Новогодние советы: как не испортить праздникMy Profile

    [Ответить]

    Ирина Коваль Ответил(а):

    Правильный вопрос поставили, Елена! И родителям нужно быть готовыми к этому. Но в статье обсуждается готовность ребенка по факторам развития и умения.

    [Ответить]

  2. Нам, родителям, так хочется, чтобы ребенок все знал на отлично и как можно раньше, а на фоне других деток был неотразим. Потому, может быть, и форсируем процесс?

    Сына особо не заставляла, но читает сам, когда захочет, когда заинтересует книга. Среднюю дочь заставляла — отбила охоту совершенно, не хочет читать теперь напрочь. Меньшую потихонечку подталкиваю, и то только когда начались те самые «симптомы» готовности к чтению, как вы хорошо обозначили их в статье. 

    [Ответить]

    Ирина Коваль Ответил(а):

    А у Вас тоже трое! Классно! Так Вы тоже все это знаете! Практика — лучшая вещь. На третьем ребенке делаем все правильно. А на двух первых экспериментируем))))

    [Ответить]

    • Зоя к 18 сентября 2012 в 19:46

    Я своих детей читать почти не учила. Других занятий хватало. Они ходили на гимнастику в детскую спортивную школу, которая была рядом с нашим домом. Много внимания я уделяла развитию логики, фантазии и воображения. Занимались творчеством.
    Это сейчас требуют в школе, чтобы ребенок умел читать до школы. А мне кажется, что гораздо важнее подготовить его социально и психологически к обучению, чем обучать цифрам и буквам.
    У нас сын умел читать и считать до школы, так ему скучно на уроках было. Иногда он вставал и просто уходил из класса. А мне говорил, что ему скучно,что он и так все понял. «А учительница все толдычит и толдычит. Голова от нее болит». Значит у него не было психологического настроя: сидеть на уроках и слушать учителя, не отвлекаться.
    Для математике важно понятия целого и части, много и один, больше и меньше. А для чтения самое главное, чтобы ребенок умел выделять звуки. Тогда и читать сможет и писать грамотно.

    [Ответить]

    Ирина Коваль Ответил(а):

    Согласна, Зоя, на 100%!!!

    [Ответить]

    • Wladlena к 17 сентября 2012 в 13:09

    И я согласна с тем, что всё должно быть в меру, у меня дочка научилась читать в 2,6г., сейчас ей почти 6 лет и читать ленится, не хочет, потому что нужно было её не нагружать раньше. Поэтому сейчас пусть отдыхает. Всему научится!

    [Ответить]

    Ирина Коваль Ответил(а):

    А моей дочке 4,5 года, а она еще даже буквы не знает. Не хочет. Только недавно начала интересоваться этим. И сейчас занимаемся по 10-15 минут в день — учим буквы по большим карточкам с буквой и картинкой к ней. Что-то уже запомнила. Но еще много путает.

    [Ответить]

  3. Ирина, хорошие и нужные у Вас статьи.
    А вот мой уже взрослый сыночек умел читать в 4 года.Однако, пятёрку по чтению получил только в первой четверти первого класса,в конце года отметка снизилась до тройки.
    Думаю,что я напрасно в первом классе отправила его учиться в музыкальную школу.Он не справился с двумя нагрузками.
    Возможно,мой отрицательный опыт остановит родителей нагружать ещё таких маленьких деток.
    Пусть детство затянется ещё немного.

    [Ответить]

    Ирина Коваль Ответил(а):

    Вот и я придерживаюсь таких же правил: не нагружать много детей занятиями. А то бывает, что мамочки водят своих малышей по разным курсам: и музыка, и танцы, и английский. А детства у ребенка нет.

    [Ответить]

    Анна Ответил(а):

    Ирина, позвольте с вами не согласиться. Мой сын тоже в 4 года умел читать, а еще решал примеры. В пять лет я отдала его в школу искусств. Два раза в неделю танцы и один раз в неделю фортепиано. Сейчас мой сын шестиклассник и все эти годы был круглым отличником. И школу искусств до сих пор не бросил. Так что проблема, скорее всего, не в музыкальной школе.

    [Ответить]

    Ирина Коваль Ответил(а):

    Я не имела ввиду конкретно музыкальную школу, Анна. И очень рада, что у Вас с сынишкой все так хорошо! Вы оба молодцы. Но некоторые дети не выдерживают таких нагрузок. Надо смотреть на самого ребенка: способен ли, готов ли он к таким нагрузкам.

    [Ответить]

  4. Мой шилопоп сейчас и читает и пищет и рифмует все подряд. Вчера вот на пляже минут 30 камешком на песке выводил буквы (правда получалась абракадабра), но он называл их и даже пытался складывать в слова. Песни сочиняет, по типу акына — что вижу то пою, и читает вывески, не важно, на каком языке они написана, главное буквы знакомые увидеть!
     

    [Ответить]

Добавить комментарий

Ваш адрес электронной почты не будет опубликован.

CommentLuv badge

Полетели наверх?!Полетели наверх?!